Свято место (мысли в связи с приговором Pussy Riot)
С первой минуты было ясно, что пусек надо подвергнуть штрафу и отпустить на следующий день, ПОСЛЕ этого вынести о них общецерковное суждение, предупредить о духовных последствиях, призвать к личному, без малейшего насилия, покаянию, а ЗАТЕМ подумать, как нужно (если нужно) поменять закон, чтобы следующим было неповадно повторять сомнительные подвиги. Как это сделано в Финляндии – все разговоры о том, что вот, в цивилизованной стране профессору грозит два года за подобное деяние, расшибаются в лепешку о простой железный довод. В Финляндии есть закон, запрещающий это делать. А у нас, даже после криков Бреннера (напомню, в 1994 году он в храме орал во время службы «Чечня! Чечня!»), такой закон принять не позаботились. Вот чем нужно было заниматься, а не запихивать мелких нарушительниц общественного порядка на много месяцев в тюрьму, провоцируя в обществе агрессию. Примите правила – и требуйте их соблюдения. Нет правил, терпите.
Если бы сегодняшний приговор Pussy Riot был правосудным, девицы были бы оправданы за отсутствием состава преступления. И осуждены по административной статье, давным-давно превышенной в разы. И вот тогда я мог бы с чистой совестью сказать, все, что думаю о группе Pussy Riot. В этическом смысле. И в эстетическом. И о мире, где над пустотой насыпана гора из шлака. Зато всемирного масштаба. И о власти, которой не хватило ума остановить этот кошмар. И о том, что общество дошло до полубезумия.
Но приговор обвинительный, поэтому насчет морали я молчу. Потому что девицы не дошли до той степени аморализма, до которой докатился наш российский суд, ставший подстилкой для сиюминутной политической надо бы. А то, за что они дошли, потребует совсем других ответов, и не перед нами.
Мы в большинстве своем боремся не за пусь, мы боремся за себя. За право жить в стране, где право не подминается под политическую целесообразность. Где жестокость не может быть нормой, а мстительность позорна. Я считаю выходку пусь безобразием, тексты их песен бездарными, я не хотел бы жить в обществе, где каждый дурак может протестовать в церкви или пилить кресты, как сегодня это сделала группа Femen. Но еще больше я не хочу жить в обществе, которое попахивает Талибаном. Между тем, я уже прочел пост в фейсбуке, написанный вполне образованным монахом, где говорилось, что Толоконникова вылитая ведьма и добавлялось: «А вы что же, думаете, ведьм не бывает?». Что называется, приехали.
Но виновата тут не только власть. Виноваты многие, в том числе и я. Нам, верующим (уж какие есть, со всеми недостатками) подарено такое счастье быть с Христом, а мы ничего и никогда про это не говорим. Мы боремся с заговорами, кто обличает либералов, кто патриотов, с пеной у губ спорим про третьестепенное, но почему так редко, так вяло, так бездарно мы напоминаем миру и себе, о том, что в центре мировой истории пылает крест. Ничего не говорим о любви и милости, о прощении и жертве.
Это мы оставили пустым святое место. И чему теперь удивляться.
1701 |
Александр АрхангельскийБлог автора Читать отзывы |
Смотрите также по этой теме: |
Законен ли приговор Pussy Riot? (Заключения двух юристов)
Почему их нельзя простить (Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова)
Богословие любви и богословие ненависти. Накануне вынесения приговора Pussy Riot (Протодиакон Андрей Кураев)
Печальный приговор (размышления по поводу приговора Pussy Riot) (Максим Соколов)
«Pussy Riot — проект сообщества геев и лесбиянок, поэтому на их сторону и встали гей-активисты с мировыми именами» (Алексей Мухин,генеральный директор Центра политической информации)
Преодолеть скверну (Елена Чудинова, писатель)
Всем ненавидящим и хулящим Русскую Православную Церковь (в связи с шумом по поводу Pussy Riot) (Аркадий Мамонтов)
Почему я против группы Pussy Riot (Михаил Матвеев, депутат Самарской Губернской Думы)
Как создаются «протесты» и «поддержки» (Борис Якеменко)