Чья власть над умами господствует в России?
Почему самой популярной книге 2012 года не дали премию "Большая книга"?
Хотел сначала “предоставить слово” Максиму Соколову из “Известий”, который рассмотрел скандальное решение жюри премии “Большая книга” НЕ ДАВАТЬ эту премию ни в коем случае о. Тихону (Шевкунову), несмотря на большой отрыв в “читательских симпатиях” книги последнего “Несвятые святые”, а дать премию, напротив того, Даниилу Гранину.
Это к вопросу о торжествующих во власти РФии “клерикалах” из РПЦ. Мы видим – очень отчетливо, в отличие от наших западных “друзей”, ЧЬЯ власть на самом деле в РФии, кто здесь ПРАВО ИМЕЕТ и кто не вылазит из всех каналов РФшного ТВ. Да и наши западные “друзья”, я полагаю, тоже не дураки, тоже всё видят, а если и прикидываются будто “не видят”, то они так делали и первые двадцать лет советской власти, вместо ужасов Голодомора прославляя “советский эксперимент”, что тут еще мне сказать…
Далее слово Соколову, который вполне допустил ПРАВО нашей “либеральной” (критической) “власти” чихать на всякие там “читательские симпатии” большинства своих сограждан (впрочем, сограждан ли? тут я просто не располагаю информацией). Но вот и он все-таки написал:
“Чего категорически не следует делать — если, конечно, нет желания сменить профессию критического критика на должность инструктора райкома по идеологии, — это выдвигать политические основания для недопущения автора к премии, причем только политическими основаниями и ограничиваться, почитая их достаточными. Между тем именно это мы и наблюдали.
Обозреватель «Новой газеты» Д.Л. Быков указал: «Шевкунов расплатился и за обскурантистские взгляды (…), и за свой имидж государственно-православного столпа духовности нового образца. Его книга не ужасна, она просто знакова и ориентацией на уже упомянутых неофитов, и любовью к сверхъестественному, и глубокой подспудной уверенностью в том, что нет другого пути к духовной и совестливой жизни, кроме как через веру и соответственно через церковь… К художественной литературе она имеет весьма касательное отношение, а награждение ее вызвало бы слишком восторженную и слишком предсказуемую реакцию все тех же обскурантов, чей голос в обществе и так все слышнее».
Литкритик «Коммерсанта» А.А. Наринская была еще решительнее: «Дать, конечно, было бы не совсем прилично — тогда вышло бы, что прогрессивная в большинстве своем общественность… мало чем отличается от населения, увлекающегося православными байками… Сейчас… становится совсем уж непонятно, зачем эти вот православные байки с таким вот их автором и тогда уже очевидным их суперуспехом вообще включали в короткий список премии».
С точки зрения литературного критика, будь он хоть десять раз атеистом, но владей он при этом своей профессией, писать православно — не грех. Грех писать плохо, а задача критика — на примерах показать, что автор не выдерживает художественных требований. Таких примеров приведено не было, что до враждебной знаковости и идейной чуждости, критики, желай они быть последовательны, должны отказать в литературном звании весьма многим текстам. От «Золотой легенды» Якова Ворагинского (типичные католические байки), пользовавшейся в Средние века огромной популярностью, до сочинений Н.С. Лескова и К.С. Льюиса (христианские байки). Если открыто проповедуемое христианство выводит книгу за рамки литературы, странно ограничивать дело одним о. Тихоном.
Бдительный «напостовец» фигура в критике не новая …
Только и нового, что авторы конца 2012 года либеральны и рукопожатны, а в остальном — точная копия литпогромщика 1930-х годов. Даже язык до неразличимости схож.
Сама книга отца Тихона может вызывать разные оценки, и вопрос о том, заслуживают ли ее художественные достоинства премии, могут быть разные мнения. В вопросе о том, чего заслуживают такие критические критики, на ум почему-то приходит только Е.М. Альбац с ее пламенным «Вон из профессии!». Конечно, если все начнут подражать горячей Евгении Марковне, это какая-то вакханалия получится, а с другой стороны, что еще тут скажешь”
Добавлю от себя, что
esaulov.net
1982 |
Иван ЕсауловЧитать отзывы |